Страница обновлена 21.11.2021
Страница обновлена 21.11.2021
Муниципальное общеобразовательное учреждение Столбищенская основная школа Тутаевского муниципального района

Педагогическим работникам

ПЕДАГОГАМ ОБ ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

 Когда речь заходит об информационной безопасности, обычно мы начинаем думать о компьютерах, сетях, интернете и хакерах. Но для образовательной среды проблема стоит шире: в ограждении учащегося от информации, которая может негативно повлиять на его формирование и  развитие, то есть о пропаганде различной направленности.

 Понятие информационной безопасности

Под информационной безопасностью понимается защищенность информационной системы от случайного или преднамеренного вмешательства, наносящего ущерб владельцам или пользователям информации.

На практике важнейшими являются три аспекта информационной безопасности:

  • доступность (возможность за разумное время получить требуемую информационную услугу);
  • целостность (актуальность и непротиворечивость информации, ее защищенность от разрушения и несанкционированного изменения);
  • конфиденциальность (защита от несанкционированного прочтения).

Нарушения доступности, целостности и конфиденциальности информации могут быть вызваны различными опасными воздействиями на информационные компьютерные системы.

Основные угрозы информационной безопасности

Современная информационная система представляет собой сложную систему, состоящую из большого числа компонентов различной степени автономности, которые связаны между собой и обмениваются данными. Практически каждый компонент может подвергнуться внешнему воздействию или выйти из строя. Компоненты автоматизированной информационной системы можно разбить на следующие группы:

Аппаратные средства. Это компьютеры и их составные части (процессоры, мониторы, терминалы, периферийные устройства – принтеры, контроллеры, кабели, линии связи и т.д.);

Программное обеспечение. Это приобретенные программы, исходные, объектные, загрузочные модули; операционные системы и системные программы (компиляторы, компоновщики и др.), утилиты, диагностические программы и т.д.;

Данные, хранимые временно и постоянно, на дисках, флэшках, печатные, архивы, системные журналы и т.д.;

Персонал. Пользователи, системные администраторы, программисты и др.

Опасные воздействия на компьютерную информационную систему можно подразделить на случайные и преднамеренные. Анализ опыта проектирования, изготовления и эксплуатации информационных систем показывает, что информация подвергается различным случайным воздействиям на всех этапах цикла жизни системы. Причинами случайных воздействий при эксплуатации могут быть:

  • аварийные ситуации из-за стихийных бедствий и отключений электропитания;
  • отказы и сбои аппаратуры;
  • ошибки в программном обеспечении;
  • ошибки в работе персонала;
  • помехи в линиях связи из-за воздействий внешней среды.

Преднамеренные воздействия – это целенаправленные действия нарушителя. В качестве нарушителя могут выступать служащий, посетитель, конкурент, наемник. Действия нарушителя могут быть обусловлены разными мотивами:

  • недовольством служащего своей карьерой;
  • взяткой;
  • любопытством;
  • конкурентной борьбой;
  • стремлением самоутвердиться любой ценой.

Можно составить гипотетическую модель потенциального нарушителя:

  • квалификация нарушителя на уровне разработчика данной системы;
  • нарушителем может быть как постороннее лицо, так и законный пользователь системы;
  • нарушителю известна информация о принципах работы системы;
  • нарушитель выбирает наиболее слабое звено в защите.

Наиболее распространенным и многообразным видом компьютерных нарушений является несанкционированный доступ. Несанкционированный доступ использует любую ошибку в системе защиты и возможен при нерациональном выборе средств защиты, их некорректной установке и настройке.

Проведем классификацию каналов несанкционированного доступа, по которым можно осуществить хищение, изменение или уничтожение информации:

Через человека:

  • хищение носителей информации;
  • чтение информации с экрана или клавиатуры;
  • чтение информации из распечатки.

Через программу:

  • перехват паролей;
  • дешифровка зашифрованной информации;
  • копирование информации с носителя.

Через аппаратуру:

  • подключение специально разработанных аппаратных средств, обеспечивающих доступ к информации;
  • перехват побочных электромагнитных излучений от аппаратуры, линий связи, сетей электропитания и т.д.

Особо следует остановиться на угрозах, которым могут подвергаться компьютерные сети. Основная особенность любой компьютерной сети состоит в том, что ее компоненты распределены в пространстве. Связь между узлами сети осуществляется физически с помощью сетевых линий и программно с помощью механизма сообщений. При этом управляющие сообщения и данные, пересылаемые между узлами сети, передаются в виде пакетов обмена. Компьютерные сети характерны тем, что против них предпринимают так называемые удаленные атаки. Нарушитель может находиться за тысячи километров от атакуемого объекта, при этом нападению может подвергаться не только конкретный компьютер, но и информация, передающаяся по сетевым каналам связи.

 Обеспечение информационной безопасности

Формирование режима информационной безопасности – проблема комплексная. Меры по ее решению можно подразделить на пять уровней:

1. Законодательный. Это законы, нормативные акты, стандарты и т.п.

Нормативно-правовая база определяющая порядок защиты информации: 

2. Морально-этический. Всевозможные нормы поведения, несоблюдение которых ведет к падению престижа конкретного человека или целой организации.

3. Административный. Действия общего характера, предпринимаемые руководством организации. Такими документами могут быть:

  • приказ руководителя о  назначении ответственного за обеспечение информационной безопасности;
  • должностные обязанности ответственного за обеспечение информационной безопасности;
  • перечень защищаемых информационных ресурсов и баз данных;
  • инструкцию, определяющую порядок предоставления информации сторонним организациям по их запросам, а также по правам доступа к ней сотрудников организации.

4. Физический. Механические, электро- и электронно-механические препятствия на возможных путях проникновения потенциальных нарушителей.

5. Аппаратно-программный (электронные устройства и специальные программы защиты информации).

 Рекомендации по организации работы в информационном пространстве

1. Перед началом работы необходимо четко сформулировать цель и вопрос поиска информации.

2. Желательно выработать оптимальный алгоритм поиска информации в сети Интернет, что значительно сократит время и силы, затраченные на поиск.

3. Заранее установить временный лимит (2-3 часа) работы в информационном пространстве (просмотр телепередачи, чтение, Интернет).

4. Во время работы необходимо делать перерыв на 5-10 минут для снятия физического напряжения и зрительной нагрузки.

5. Необходимо знать 3-4 упражнения для снятия зрительного напряжения и физической усталости.

6. Работать в хорошо проветренном помещении, при оптимальном освещении и в удобной позе.

7. Не стоит легкомысленно обращаться со спам-письмами и заходить на небезопасные веб-сайты. Для интернет-преступников вы становитесь лёгкой добычей.

8. При регистрации в социальных сетях, не указывайте свои персональные данные, например: адрес или день рождения.

9. Не используйте в логине или пароле персональные данные.

10. Все это позволяет интернет-преступникам получить данные доступа к аккаунтам электронной почты, а также инфицировать домашние ПК для включения их в бот-сеть или для похищения банковских данных родителей.

11. Создайте собственный профиль на компьютере, чтобы обезопасить информацию, хранящуюся на нем.

12. Не забывайте, что факты, о которых вы узнаете в Интернете, нужно очень хорошо проверить, если выбудете использовать их в своей домашней работе. Целесообразно сравнить три источника информации, прежде чем решить, каким источникам можно доверять.

13. О достоверности информации, помещенной на сайте можно судить по самому сайту, узнав об авторах сайта.

14. Размещая информацию о себе, своих близких и знакомых на страницах социальных сетей, спросите предварительно разрешение у тех, о ком будет эта информация.

15. Не следует размещать на страницах веб-сайтов свои фотографии и фотографии своих близких и знакомых, за которые вам потом может быть стыдно.

16. Соблюдайте правила этики при общении в Интернете: грубость провоцирует других на такое же поведение.

17. Используя в своей работе материал, взятый из информационного источника (книга, периодическая печать, Интернет), следует указать этот источник информации или сделать на него ссылку, если материал был вами переработан. 

 

Памятка по внесению сведений в Единый реестр запрещенной информации

от граждан и юридических лиц

Правила создания, формирования и ведения Единого реестра утверждены постановлением Правительства РФ от 26.10.2012 № 1101 в соответствии с частями 3 – 5 статьи 15.1 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации».

В соответствии с п.6 указанных Правил сообщения от граждан о наличии на страницах сайтов в сети «Интернет» противоправной информации принимаются посредством заполнения электронной формы на официальном сайте Роскомнадзора. Информацию о принятом решении о включении в реестр Интернет-ресурсов, указанных в сообщениях, можно также получить на данном сайте.

Для заполнения формы необходимо зайти в Единый реестр запрещенной информации по адресу http://eais.rkn.gov.ru

Выбрать раздел «Прием сообщений». Внизу данного раздела располагается форма для приема обращения.

Чтобы подать сообщение о ресурсе, содержащем запрещенную информацию необходимо заполнить поля:

1. Указать страницы сайта в сети «Интернет» (ссылку на сайт, доменное имя).

2. Источник информации (веб-сайт, фото – видео хранилище, клуб, группа, сообщество, чат, форум, гостевая книга, новостные группы, доски объявлений,  банк знаний).

3. Тип информации (признаки детской порнографии, признаки пропаганды наркотиков, признаки призыва к самоубийству, судебное решение, азартные игры).

4. Сделать скриншот страницы (в формате pdf, jpeg, png; не более 1Мб) и прикрепить.

5. Выбрать вид информации (видео изображение, фото изображение, текст, online-трансляция, другая информация).

6. Доступ информации (свободный, ограниченный, платный).

7 .доступа к информации.

8. Заполнить информацию о Заявителе:

- Фамилия

- Имя

- Отчество

- Год рождения

- Место работы

- Страна

- Регион

- e-mail (в случае направления ответа по электронной почте).

9. Ввести защитный код, указанный на картинке.

10. Нажать кнопку «Направить сообщение».

В случае выбора «направления ответа на электронную почту», в течение некоторого времени на почту придет сообщение о регистрации данного обращения.

Полезные ресурсы:

для классных часов и тематических занятий в младших классах

Тематическое занятие "Социальные сети" в 1-4 классах. Лаборатория Касперского

  • Рекомендации по проведению занятия "Основы безопасного общения в социальных сетях"
  • Материалы для учителя "Введение в основы безопасного общения в социальных сетях для учащихся младших классов"
  • Презентация для занятия
  • Рабочий лист для ученика

Тематическое занятие "Информационная безопасность" в 1-4 классах. Лаборатория Касперского.

  • "Что такое интернет?" – презентация к занятию
  • "Основы интернет-гигиены" – рекомендации по проведению занятия
  • Рабочий лист для ученика
  • Материал для учителя "Введение в основы цифровой грамотности и гигиены для учащихся младших классов"
Материалы к уроку "Безопасный Интернет" в начальных классах. Лига безопасного Интернета.
Анимированная презентация. Примерный конспект урока.
Методические рекомендации по проведению уроков безопасного интернета в школах.

Урок в формате презентации для детей 9-11 лет по вопросам защиты персональных данных
Для организации  профилактической работы среди детей и молодежи, связанной с формированием ответственного отношениянесовершеннолетних к персональным данным, Центральным аппаратом Роскомнадзора подготовлены презентации со звуком и встроенной анимацией,   которые могут быть использованы для информирования родителей через Электронные дневники, размещения на сайтах,  в рамках классных часов, иных обучающих мероприятий со школьниками.
Тест "Что ты знаешь о персональных данных" (8 вопросов) Портал Персональныеданные.дети

Видеоролик о защите детских персональных данных (длительность 1:27) Портал Персональныеданные.дети

Полезный и безопасный интернет Правила безопасного использования интернета для детей младшего школьного возраста. Методическое руководство.
https://www.rubiring.ru/arkadiy-parovozov-somnitelnyie-saytyi/ Мультфильм "Аркадий Паровозов спешит на помощь – Сомнительные сайты"

https://kids.kaspersky.ru/category/entertainment/multfilmy/ Анимационный сериал о приключениях мальчика Севы и робота Каспера на просторах интернета.

Для классных часов и тематических занятий в среднем звене

Тематическое занятие "Социальные сети" Рекомендации по проведению занятия "Основы безопасного общения в социальных сетях"

Материалы к уроку "Безопасный Интернет" в средних классах. Лига безопасного Интернета.

Урок-презентация для детей 12-14 лет по вопросам защиты персональных данных
Для организации  профилактической работы среди детей и молодежи, связанной с формированием ответственного отношениянесовершеннолетних к персональным данным, Центральным аппаратом Роскомнадзора подготовлены презентации со звуком и встроенной анимацией,   которые могут быть использованы для информирования родителей через Электронные дневники, размещения на сайтах,  в рамках классных часов, иных обучающих мероприятий со школьниками.

Тест "Что ты знаешь о персональных данных" (8 вопросов) Портал Персональныеданные.дети

Видеоролик о защите детских персональных данных (длительность 1:27)
Портал Персональныеданные.дети

Онлайн-игра "Выбери меня" (персональные данные) Портал Персональныеданные.дети

http://i-deti.org/comic/ Комиксы «Приключение Степы в Интернете».

http://i-deti.org/video/ Подборка обучающих и развивающих видеоматериалов, которые помогут получить представление о приемлемых моделях поведения в Интернете.

http://www.saferunet.ru/teenager/ Центр безопасного интернета в России: подросткам

https://stepik.org/course/191/  Онлайн-курс "Безопасность в Интернете" от Академии Яндекса   для школьников 6-9 классов.

Методическое пособие «Медиаграмотность» Учебное пособие разработано Донским государственным технологическим университетом, и направлено на формирование и развитие информационной грамотности обучающихся образовательных организаций.

Интернет: возможности, компетенции, безопасность. Часть 1. Теория

Интернет: возможности, компетенции, безопасность. Часть 2. Практикум

Для родительского собрания

Детская безопасность в интернете. Видеообращение эксперта лаборатории Касперского (длительность 4:34). Почему нельзя общаться с незнакомцами, даже виртуальными? Как реагировать на спам? Что дети ищут в интернете? Расскажите своим детям о правилах поведения в сети.

Настройки безопасности в Skype, Viber и WhatsApp. Советы от Лаборатории Касперского.

Настройки безопасности в Facebook, Twitter, Tumblr и Pinterest. Советы от Лаборатории Касперского.

Настройки безопасности в Youtube и Instagram. Советы от Лаборатории Касперского.

"Дети в Интернете"  брошюра   компании МТС – советы и рекомендации родителям
Безопасный Интернет – детям. Памятка МВД

Интернет-мошенничество. Памятка МВД для граждан
Брошюра от управления "К" МВД РФ   Управление "К" предупреждает: будьте осторожны и внимательны
 

Методические материалы, советы специалистов

http://www.fcprc.ru/projects/internet-safety ФГБНУ «Центр защиты прав и интересов детей». Раздел  "Информационная безопасность": нормативно-правовые материалы, методические материалы, советы специалиста.

http://www.fcprc.ru/projects/cyberbullying ФГБНУ «Центр защиты прав и интересов детей». Твой безопасный кибермаршрут
Система консультативной помощи подросткам и родителям в области информационной безопасности в сети Интернет