Страница обновлена 11.03.2020
Страница обновлена 11.03.2020
Муниципальное общеобразовательное учреждение Столбищенская основная школа Тутаевского муниципального района

  Краеведением в нашей школе мы занимаемся целенаправленно уже несколько лет. Это несколько больше, чем участвуем в районной игре "К истокам нашим", одним из направлений которой является краеведение.А началось все с простого детского любопытства:
     - Почему деревня, в которой живут многие учащиеся, и где мы учимся, называется Столбищи?
     - Откуда происходят названия других окружающих деревень: Пасынково, Митюшино, Селюнино?
    Для того, чтобы работа была более плодотворной, мы исследуемую территорию СПК "Свобода", с ее населенными пунктами раздели­ли на объекты исследования и распределили по классам.
    Прежде всего составили карту деревень и хуторов, отметили исчезнувшие населенные пункты, разрушенные и заброшенные культовые сооружения, дороги, реки. Большой находкой для нас был альбом, который в свое время оформляли учащиеся Николо-Эдомокой школы. Составители этого альбома относятся к поколению бабушек и дедушек наших учащихся. Тем ценнее для нас полученный материал. В нем содержится информация о жизни крестьян во время крепостного права, начале коллективизации и Советской власти в предвоенные годы. Хорошо сохранились некоторые рисунки, выполненные с большим мастерством и позволяющие представить нам, как выглядели ранее. деревни.
    С этого мы начали составлять летопись истории деревень, дополняя информацией, полученной из уст местных жителей, из архива колхоза "Свобода".
    Далее возникло желание представить, как жили в русских деревнях. Как был устроен крестьянский быт. И мы смогли не только по рассказам узнать об этом.
       Представить крестьянскую избу, узнать чем занимались крестьяне, нам помогли предметы старины, которые мы нашли у местных жителей. Новые экспедиции и новые встречи, и в 1993 году мы организовали первую выставку. Причем заметили, что любая вещь - будь то прялка или ткацкий станок, лапти или сарафан, приспособления для обработки зерна или кухонная утварь - все это было сделано своими руками, и сделано не просто, а с выдумкой, мастерством.
     Поэтому экспозицию музея мы назвали 'Крестьянский быт и мастерство". Часть вещей мы вернули владельцам, так как те были им дороги, а что-то нам подарили, и тогда возникла идея создания музея в школе.
    Мы заинтересовались тем, а каким должен быть музей, как правильно оформить музейную экспози­цию. С этой целью мы посетили музеи Тутаева, Ярославля, обратились, к методической литературе, познакомились с музейной терминологией и общими методическими рекомендациями по учету, хранению и размещению музейных экспонатов.
    Наша "Русская изба" помогает представить себе, как проходила жизнь крестьянской семьи. Все продумали русские крестьяне, все до последнего угла. В красном углу, то есть в самом красивом, самое святое, самое лучшее, что есть в доме: иконы, нарядные узоры. Под иконами стол с огромными лавками, и окно в красном углу выходило на главную улицу деревни, на ее красную линию. Наличники украшали окна.
    Есть на выставке и бабий угол. Здесь, конечно же, главную рель играла печки с горшками, чугунами, ухватами. Неподалеку - веретено, прялка, ткацкий станок. К сожалению, не хватает места, чтобы показать мужицкий угол - с дурами, коробами, разными инструментами, но отдельные экспонаты представлены.
    В нашей избе все экспонаты открыты, не под стеклом, но руками их трогать нельзя. Исключительным правом пользуются только экскурсоводы, которые не только рассказывают, но и показывают некоторые процессы.